fbpx Новости | Inpas
+7 (495) 721-36-21

Новости

Лицо и голос вместо карты. Почему россияне не хотят сдавать биометрию?
2 сентября 2019

С июля 2018 года российские банки начали собирать биометрические данные россиян. За последний год было собрано и обработано 20 000 биометрических данных, включая слепки лица и запись голоса. Об этом рассказал первый зампред ЦБ Сергей Швецов в ходе июльской Международной конференции по страхованию.
Однако реальное количество по просчетам финансовых экспертов и статистики банков составляет не больше 10 000 записей. О чем пишут крупные российские СМИ.
Алексей Лаврухин, генеральный директор INPAS SOFT, делится мнением, почему россияне так неохотно сдают биометрию, почему банкам не выгодна технологичная новинка, и что ждет рынок pos-терминального оборудования в преддверии перехода на биометрическую систему оплаты.

Процентов 70-80 % россиян, на самом деле, не знают, что такое биометрия и что ее вообще кто-то начал собирать. В данном случае банки и государство пока не занимается «просветительской» работой населения. О биометрии практически нет информации. Только те, кто следят за IT-тенденциями замечают сообщения в СМИ или социальных сетях.
Основная масса людей, все же, не так близка к этой тематике. К тому же, большинство из них не стоит в очередях банков или центрах госуслуг, где им могли бы предложить подобную услугу, а занимаются своими повседневными делами.
Другие 20-30 %, кто знают о технологии, делятся на два лагеря: инноваторов и консерваторов. В случае с инноваторами — это те люди, которые не боятся и поддерживают технологические новинки. Это молодое поколение. Консерваторы, наоборот, люди старшего поколения, которые сразу же негативно реагируют на сбор отпечатков пальцев, записи голоса. Если государство, в дальнейшем, захочет перевести всех на биометрию, я считаю, что необходимо вводить программы для горожан, стимулировать записи биометрии и объяснить, в чем преимущество новой системы.
А преимуществ, достаточно, много: безопасность данных, защита от мошенников, удаленное получение банковских услуг, моментальные оплаты в ритейле без пластика и долгих очередей на кассе. Россия — не первая страна, которая переходит на сбор данных.

Со стороны банков, могу сказать, что они не так активно рассказывают о биометрии людям из-за проблемы с хранением подобных данных. Подобных данных еще никто никогда не собирал, поскольку их не так просто собрать у каждого человека, но и к тому же их хранение должно быть сверхбезопасным. А, как известно, то, что сверхбезопасно — к тому же имеет высокие затраты.
Здесь государство должно подумать, как субсидировать расходы и предложить банкам все возможные способы снижения издержек.

Принуждать людей к обязательной сдачи биометрии, я считаю, что государство не будет. .Если заставить и обязать людей, то это скорее вызовет отторжение. И тогда мы потеряем всех новаторов и получим 100 % консерваторов. Необходимо сначала наладить информационное обеспечение: для чего нужно сдавать личные данные, почему это необходимо и показать, насколько это может быть удобно через реализацию проектов с использованием биометрии.

Что касается рынка POS-терминалов и его дальнейшего существования в связи со сбором биометрии, — то его периодически «хоронят». И это уже не первый случай. Сначала думали, что онлайн переводы полностю их убьют, затем QR-коды и технология ibeacon. Но до сих пор рынок терминального оборудования жив и адаптируется к новым технологиям и требованиям.
Если же все перейдут на биометрию, значит разработчики дополнят терминалы специальным модулем для биометрической идентификации.
Прием безналичных платежей — это не только POS-терминалы, а целая экосистема. А сама биометрия — это не полноценный платеж, а лишь способ его идентификации, который нужно еще реализовать при помощи какого-то устройства.